Воронеж инструкция по выживанию

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



воронежский край в 1920-1940 гг

Сообщений 1 страница 10 из 16

1

После разгрома белогвардейцев трудящиеся Воронежской губернии, как и всей страны, приступили к мирному строительству. Необходимо было в первую очередь восстановить
разрушенное в ходе войны. Одновременно Советское правительство во главе с В. И. Лениным предполагало начать ре-/ конструкцию крупной промышленности на базе
электрификации страны. При этом изменялся подход к организации и производственной деятельности промышленных предприятий. В основу перестройки работы промышленности,
согласно ленинским указаниям, должны были лечь новые принципы, а именно - расширение самостоятельности и инициативы каждого крупного предприятия в распоряжении
финансовыми средствами и материальными ресурсами. Все предприятия были подразделены на 4 группы. Во-первых, выделялись предприятия, остающиеся на государственном
обеспечении. Они составляли основную часть крупной и средней промышленности города и деревни, подчиня-лисыубернским Советам народного хозяйства и получали в свое
распоряжение определенные оборотные денежные средства. В Воронежской губернии таких предприятий насчитывалось 41, среди них крупные воронежские машиностроительные

0

2

заводы Столля и Рихард-Поле. (Кстати, ряд заводов получил новые названия.)
Вторую группу промышленных предприятий должны были составить предприятия, переводимые на хозрасчет. В Воронежской губернии их было 124. Такие предприятия обычно
объединялись в тресты по различным отраслям производства - например, электротрест, кожтрест, винокуртрест и другие. На основе решений X съезда партии на хозрасчет
стали переходить и некоторые предприятия, ранее находившиеся на государственном снабжении. Третью группу предприятий предполагалось сдать в аренду. В Воронежской губернии эти предприятия должны были на данном этапе развития промышленности составить
наибольшее количество, а именно 276. Ставилась задача использования государственного капитализма в интересах рабочих и крестьян Советской России. Однако на практике
организовать предприятия на основе сдачи их в аренду было не просто. Частных арендаторов не устраивало то, что для пуска предприятий они должны были вкладывать свои, и
немалые, средства, что наем рабочих и условия работы должны были регламентироваться советскими законами.
Наконец, многие предприятия было решено закрыть как убыточные (четвертая группа). В Воронежской губернии закрытию подлежали, по первоначальным планам, 150 предприятий.

0

3

Восстановление промышленности и начало ее реконструкции позволили к 1928 г. не только преодолеть разруху, но и возродить промышленность, ускорить ее развитие. Воронеж
превращался в крупный промышленный центр. За три года, с 1925 по 1928 г., промышленность города удвоила выпуск продукции по сравнению с предшествующим временем. Старые
предприятия подвергались коренной реконструкции: на заводах имени В. И. Ленина, Коминтерна, М. И. Калинина, Ф. Э. Дзержинского строились новые корпуса и цехи,
устанавливались новые станки. Наряду с этим строились и начинали выпускать продукцию два новых крупных промышленных объекта - жиркомбинат и завод зерноочистительных
машин "Триер" (сейчас "Сельмаш"). В 1928 г. завод "Триер" дал сельскому хозяйству более 7 тысяч зерноочистительных машин. Жиркомбинат, используя местное сырье, стал
выпускать предметы первой необходимости: мыло, глицерин и др. Восстанавливалась Юго-Восточная железная дорога, игравшая важную роль в экономике страны, Центрального
Черноземья и Воронежской губернии. К 1925/26 г. дорожный грузооборот достиг довоенного уровня (9600 тыс. тонн против 9280 тыс. тонн в 1913 г.).
В сельском хозяйстве губернии процесс восстановления шел гораздо сложнее. Хотя деревня и была к концу гражданской войны преимущественно середняцкой (примерно 64 %), но
процент бедняцких хозяйств был еще значительный (более 33). Мелкие индивидуальные хозяйства продолжали составлять основу сельского хозяйства России, в том числе и
Воронежской губернии. Возможности технического оснащения таких хозяйств были ограничены. В 1927/28 г. в селах Центрального Черноземья насчитывалось 864 тыс. сох, что
значительно превышало количество плугов.
Но после снятия продразверстки крестьяне все-таки были заинтересованы в росте продукции; создавались образцовые совхозы, коммуны. Губернский комитет, уездные,
волостные и сельские партийные ячейки развернули широкую пропаганду идей коллективной обработки земли, организации коммун, артелей, товариществ по совместной обработке
земли. Первые коллективные хозяйства в Воронежской губернии возникли еще в феврале - марте 1918 г. А к 1 января 1924 г. в селах Воронежской губернии насчитывалось уже
свыше 420 различных кооперативных объединений. Большую роль в механизации воронежской деревни сыграли средства, отпущенные Советской властью по восстановительным
кредитам. Если в конце 1924 г. в губернии было всего 50 тракторов, то в середине 1927 г. уже свыше 1300.

0

4

В результате за короткое время произошло восстановление основных посевных площадей под зерновыми и техническими культурами. В структуре посевных площадей начались
качественные изменения. Все большее место занимали технические культуры. Повысилась урожайность основных зерновых культур. Увеличивалось поголовье скота. Крестьяне
стали лучше питаться и одеваться. Развивалась культурная жизнь Воронежской губернии, и прежде всего Воронежа. В 1924 - 1925 гг. в городе была построена ламповая радиостанция имени Профинтерна. В это же время в уездных городах губернии (Новохоперске, Боброве, Богучаре, Острогожске, Валуйках, Нижнедевицке, Ус-мани) и в некоторых волостных центрах (Павловске, Калаче и Бутурлиновке) были установлены приемные радиостанции для связи с Воронежем. В 1926 г. по улицам Воронежа пошли первые трамваи. Вот как описывает Воронеж 1926 г.
известный советский писатель, коренной воронежец В. Кораблинов в своей книге "Азорские острова": "Нашей молодежи, привыкшей к асфальтированным мостовым, непрерывному
шуму уличного движения, подземным переходам, светофорам, ярким витринам магазинов, Воронеж тех лет показался бы деревней: буйно разросшиеся за домами сады, тихие,
сбегающие к речке улички, классические пожарные каланчи, столетние каштаны и тополя, ряд одноэтажных развалюшек на месте нынешнего "Утюжка", башенные часы ювелира
Михайлова - "михайловские", возле которых испокон веков назначались любовные свидания, золотые луковки церквей, голубятни и великолепные извозчичьи биржи у вокзала и
театра, это вековечное тарахтенье по булыжным мостовым... Однако все это, конечно, внешние приметы времени..."
"Настоящее, - продолжает писатель, - зрело и поднималось, и оно было то новое, жизнеутверждающее, советское, чем жила вся страна, чем жили мы, молодежь. Так, на
широком дворе бывшей мужской гимназии взвилась в воронежское небо деревянная мачта первой радиостанции. У огромных окон типографии толпился народ: в печатном цеху
работала, всех удивляя, умнейшая, невиданная доселе ротационная машина. Но самым ярким и звонким событием года был, разумеется, пуск трамвая. Рассыпая искры и весело
треща звоночками, он промчался по тихим, поросшим травой улицам. Толпы горожан стояли по обочинам тротуаров, с восхищением глядели на сверкающие новенькие красные
вагоны "электрической конки", как снисходительно называли трамвай нафталиновые интеллигентные старички... Трамвай пошел! Это было здорово!
Это зачиналась эра нового города, об этом стоило писать стихи".
Кроме ВГУ, СХИ и Ветеринарного института (открылся в Воронеже в 1926 г.), в губернии существовала широкая сеть среднетехнических учебных заведений. Одних техникумов
насчитывалось 17: педагогические, сельскохозяйственные, промышленный, индустриальный, ветеринарно-фельд-шерский, акушерский, фармацевтический, ИЗО и другие. Немало
было и профессионально-технических школ.
В 1927 г. в целом по Воронежской губернии насчитывалось 49 драматических театров, 21 кинематограф (так тогда называли кинотеатры), 13 музеев. Особенно много
драматических театров было в селах Острогожского (10) и Бобровского (9) уездов. Музеи историко-краеведческой направленности были, кроме Воронежа, в селах Воронежского
уезда (2), Нижнедевицка (2). Острогожского уезда (2), в Россошанском, Богучарском, Бобровском и Усманском уездах (по одному).

0

5

В мае 1928  была образована Центрально-Черноземная область, обьединившая в себе четыре прежние губернии: Воронежскую, Тамбовскую, Курскую и Орловскую. Центром новой большой территориально-административной единицы стал Воронеж, что не было случайностью. Географически Воронеж находился в центре территории ЦЧО. Он располагал наиболее удобными транспортными связями со всеми частями области, был более крупным населенным пунктом по сравнению с другими городами, а главное, материально-производственный фонд Воронежа был наиболее обеспеченным для успешного промышленного развития. ЦЧО существовала 6 лет: с мая 1928 по июнь 1934 г. В 1934 г. в связи с увеличением объема работ и усложнением руководства обширным хозяйством ЦЧО была разделена на две области: Воронежскую и Курскую. Таким образом, Воронежская область существует с 13 июня 1934 г. В 1937 г. из состава Воронежской области выделилась Тамбовская область, центром которой стал Тамбов, а из Курской области - Орловская с центром в Орле.

0

6

В 30-е гг. развернулось мощное промышленное строительство в Воронеже. Летом 1931 г. на песчаном левом берегу р. Воронеж почти одновременно с Ярославским заводом СК-1 началось возведение одного из крупнейших в стране химических заводов - завода по производству синтетического каучука СК-2. Несмотря на слабую техническую вооруженность строителей, темпы возведения заводских корпусов были поистине ударными. Через год завод был построен и в октябре 1932 г. дал стране первую тонну каучука. Воронежский завод СК-2 одним из первых в Советском Союзе освоил новую технологию производства каучука, предложенную советским академиком С. В. Лебедевым и не известную еще за рубежом. А уже через год шины, сделанные из воронежского каучука, были установлены на
четырех автомобилях, участвовавших в автопробеге Москва-Каракумы - Москва. Шины с честью выдержали испытание. Труднейший участок маршрута - пустыня Каракумы -был пройден за шесть с половиной дней вместо тринадцати по плану. На обратном пути участники пробега проехали по улицам Воронежа. У завода СК-2 состоялся митинг в честь тружеников завода.
В 1932 р. начал работать Воронежский самолетостроительный (ныне авиационный) завод, выпускающий сейчас уникальные пассажирские самолеты ИЛ-86.
Биография авиастроителей тесно связана с именами советских конструкторов - А. С. Туполева, С. В. Ильюшина, О. К. Антонова, под творческим руководством которых созданы лайнеры, принесшие мировую известность советской авиационной технике.
В том же 1932 г. вступил в строй действующих моторостроительный завод, ныне механический. С 1930 по 1933 г. в Воронеже велось строительство крупнейшей тогда в ЦЧО электростанции - ВОГРЭС. 6 ноября 1933 г. впервые в городе зажглись огни праздничной иллюминации. На левом берегу на стенах ВОГРЭСа светились большие буквы "ТОК -ЕСТЬ". Мощность только одной турбины ВОГРЭСа равнялась мощности всех электростанций ЦЧО, работавших в момент образования области. В 1933 г. к выпуску радиоприемников приступил воронежский завод "Электросигнал".
К началу третьей пятилетки в Воронеже насчитывалось 46 тысяч рабочих, занятых на предприятиях только крупной промышленности.
По сравнению с 1913 г. город увеличил свое население в три раза, количество рабочих возросло в нем в 10 раз, а валовая продукция промышленности - в 20 раз.
Многочисленные фабрики и заводы были построены и на территории бывшей Воронежской губернии, а с 1934 г. -Воронежской области. Это, в частности, Семилукский и Лат-ненский шамотные заводы, производившие огнеупорный кирпич.

0

7

Начала развиваться цементная промышленность, базирующаяся на местных запасах мергелей. Крупнейшим заводом в этой отрасли стал Подгоренский цементный завод, построенный в 1931 г. Союзное значение приобрели мелоиз-вестковые заводы : Грязинский, Коротоякский, Копанищен-ский. Все они стали важнейшими поставщиками строительных материалов для Воронежа и области. В корне изменилась структура пищевой промышленности. В Воронеже появились мощные хлебозаводы и кондитерская фабрика, беконная фабрика, жиркомбинат. Вступили в строй воронежский, лискинский, калачеевский, россошанский мясокомбинаты, Евдаковский маргариновый комбинат, один из крупнейших в стране Елань-Коленовский сахарный завод. Увеличилась занятость населения губернии в народном хозяйстве, ликвидировалась безработица.
Вызванный революцией энтузиазм трудовых масс в полной мере проявился в героическом труде 1920 - 1930 гг. В области было немало последователей донецкого шахтера Алексея Стаханова. Так, токарь Воронежского паровозоремонтного завода Д. Осьминин, работая на обточке колесных пар, стал выполнять норму на 300 - 350 %. Аппаратчица А. Данилова на заводе СК-2 им. Кирова стала работать на трех печах вместо одной. Передовые методы освоили токари Воронежского дизельного завода Федосеев и Толоконников, горновой Новолипецкого металлургического завода Толоконников, машинист станции Лиски орденоносец А. Сафронов и многие другие.

0

8

Трудно, драматично складывалась в это время жизнь деревни. Зимой 1927/28 г. хозяйственные органы страны снизили закупочные цены на хлеб. В результате возник хлебный кризис, снабженческие планы нарушились, в городах была введена карточная система на хлебопродукты. Трудности хлебозаготовок И. В. Сталин объяснял усилением классовой борьбы в деревне, саботажем кулаков. Вместо того, чтобы прислушаться к голосу масс, изменить политику в области сельского хозяйства, Сталин и его окружение ввели чрезвычайные меры, стали отбирать у крестьян не только товарные излишки, но часто и запасы, необходимые для потребления и посева. Началось форсированное создание колхозов. Летом 1929 г. был провозглашен лозунг "сплошной коллективизации". При этом решения XV съезда о развитии всех форм кооперации, о постепенном переходе к коллективной обработке земли "на основе новой техники" игнорировались. Наметившийся процесс кооперации стал искусственно ускоряться. Началось насильственное насаждение колхозов, отчуждение крестьянина от земли. Необоснованное раскулачивание, выселение на Соловки, в Сибирь и другие места разоряли деревню, нарушали товарообмен между городом и деревней. К весне 1935 г. по Воронежской губернии в колхозы было объединено 81,5 % крестьянских хозяйств и 95,2 % посевных площадей, а к весне 1937 г. -соответственно 89,6 и 99,5 %. И все это делалось под фанфары, победные лозунги и реляции. Так, 15 марта 1935 г. Воронежская область за большие успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства была награждена орденом Ленина. В отчетном докладе обкома ВКП (б) областной партийной конференции в июне 1938 г. отмечалось, что Воронежская область стала индустриальной.

0

9

Оценивая исторический путь, пройденный Советской Россией к концу 1930-х гг., и нисколько не умаляя революционной активности трудовых масс, необходимо помнить, что бюрократически-централизованная система управления препятствовала развитию страны. Передовые мысли, творческие начинания, критические высказывания резко и грубо пресекались, что в итоге приводило к массовым репрессиям. Это касалось любой отрасли жизни в стране, в том числе промышленности и сельского хозяйства. Достаточно вспомнить о "Шахтинском деле", о деле вокруг мифических "Промпартии" и Трудовой Крестьянской Партии" и др. Воронежцы во всей трагической полноте испытали на себе сталинизм. Воронежским управлением МБР и Воронежской прокуратурой с 1989 по 1991 г. было пересмотрено более 18 тысяч дел, по которым реабилитировано свыше 22 тысяч человек, необоснованно репрессированных в 30 - 40-е и в начале 50-х гг. Из них 3327 человек было приговорено к расстрелу и более 13 тысяч к различным срокам заключения гак называемым особыми совещаниями ОГПУ - НКВД -МГБ, т. е. во внесудебном порядке. За это же время пересмотрены и отменены решения судов как необоснованные в отношении 1600 лиц. Работа по пересмотру архивных судебных дел не закончена. Она продолжается.
Среди осужденных в годы сталинизма государственные, партийные и комсомольские работники, крестьяне и церковнослужители, ведущие инженеры и конструкторы крупных воронежских предприятий, рабочие.

0

10

21 сентября 1933 г.
"Вогрэс одержал новую блестящую победу. 20 сентября успешно произведено первое опробование под нагрузкой турбогенератора Вогрэса мощностью 24000 кВт. Пройден новый
этап в борьбе за пуск электростанции.
19 сентября на рабочем ходу турбогенератора была начата проверка релейной защиты генератора. Результаты этой проверки оказались удовлетворительными. Все элементы
релейной защиты, как-то: максимальное реле и земляная защита - при всех повторных испьганиях действовали исключительно надежно и безотказно.
19 сентября около 12 час. нЗчи генератор был впервые возбужден и напряжение его доведено до нормальной величины - 6360 В, после чего кратковременно (на 3 мин.)
генератор был поставлен под пробное напряжение в 8000 В. Все эти испытания также прошли вполне удовлетворительно". В 1934 г. по решению правительства в Воронеж из Харькова было переведено строительство самолетов К-7. К-7 -это крупнейший для того времени тяжелый бомбардировщик. Конструктором этой машины был К. А. Калинин. Прекрасный инженер и талантливый исследователь, К. А. Калинин с 1925 по 1930 г. разработал проекты восьми пассажирских самолетов (в том числе санитарный и почтовый), которые были взяты на вооружение гражданской авиацией СССР. Он не раз награждался медалями. 1 декабря 1930 г. ему был вручен орден Трудового Красного Знамени УССР.
В Воронеже К. А. Калинин создал военные самолеты К-12 и К-13. Они обладали хорошими летными качествами, но имели малую дальность полета (до 1500 км). К. А. Калинин начал работать над созданием новой машины К-15, но завершить ее не смог. 1 апреля 1938 г. он был несправедливо арестован, через два месяца исключен из рядов ВКП (б), а 22 октября 1938 г. расстрелян "за участие в антисоветской организации, шпионаж и проведение вредительской деятельности".
Доброе имя К. А. Калинина было восстановлено. После смерти Сталина военная коллегия Верховного Суда СССР решением от 10 августа 1955 г. реабилитировала К. А. Калинина "ввиду отсутствия состава преступления". В сентябре 1955 г. К. А. Калинин посмертно был восстановлен в рядах партии. Но военная промышленность СССР накануне Великой Отечественной войны потеряла одного из видных исследователей в области военной техники.

0