Воронеж инструкция по выживанию

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



воронежский край в 1920-1940 гг

Сообщений 11 страница 16 из 16

11

Следствие по делу несуществовавшей Трудовой Крестьянской Партии началось в 1930 г. в Москве. Отсюда оно быстро охватило аграрные районы страны, в том числе и Воронежский край: 132 нашим землякам было предъявлено обвинение во вредительстве в сельском хозйстве, пропаганде или агитации против Советской власти, в создании контрреволюционной организации. Среди "вредителей" оказались профессора Воронежского СХИ А. Н. Минин, Ф. В. Чириков, В. И. Иванов, К. Н. Сазонов, и многие другие ученые в области сельского хозяйства. А между тем взлет русской агрономической науки в 1920-е гг. - это результат и их самоотверженного труда. Будучи арестованными, они до последнего дня считали, что произошла ошибка. Человек кипучей деятельности, блестящий оратор, жизнелюб А. Н. Минин был осужден на 10 лет и бесследно исчез в недрах ГУЛАГа. Специалист по вопросам питания и подкормки растений, заведующий отделом растениеводства Каменностепной опытной станции Ф. В. Чириков получил 5 лет. Такие же сроки получили профессор землеустроительного факультета СХИ К. Н. Сазонов и профессор В. И. Иванов, посвятивший всю свою жизнь выращиванию лесов. Размышляя над причинами дела ТКП, автор статьи "Вспомним их..." В. Базилевская, отец которой тоже проходил по делу Трудовой Крестьянской Партии, утверждает: "Дело № 107/37 сфабриковали в 1930 в ГПУ, потому что демократизм взглядов, экономическое обоснование всякого планирования в сельском хозяйстве, неразрывная связь сельскохозяйственной интеллигенции с трудящимся народом и здоровая обратная связь - все это было потенциальной угрозой тоталитарному режиму. Вот почему без вины виноватыми оказались те, кто поднял, организовал сельское хозяйство после страшных лет гражданской войны, кто накормил народ и обеспечил в 1925 - 1929 гг. экспорт зерна и ввоз импортной техники, столь необходимой для индустриализации страны".

0

12

Репрессии тяжело сказались на положении трудового крестьянства. Деревня голодала. Сталин требовал быстрейшего завершения социалистических преобразований в сельском хозяйстве. А между тем немало было крестьян, которые еще колебались, сомневались и не сразу решились вступить в колхозы. По отношению к ним с начала 30-х гг. применялись настоящие карательные меры. Их раскулачивали и выселяли в Сибирь, на Урал, на север - в Архангельскую область, на Кольский полуостров, в Коми АССР. Так были осуждены на 10 лет заключения с отбыванием в исправительно-трудовом лагере воронежские крестьяне Солоповы. Их вина состояла в том, что в разговоре с односельчанами они сетовали на тяжелую жизнь в деревне, на то, что у крестьян несправедливо забирают последний хлеб. На языке сталинизма это называлось "контрреволюционной пропагандой среди крестьян".
Душевное состояние рабочих и крестьян России 1930-х гг., их частое "удивленное" непонимание того, что делается вокруг строительства "общепролетарского дома", "дома будущей жизни", точно и ярко передал в своем романе "Котлован" русский писатель А. Платонов. Приведу отрывок из него: "Ликвидировав кулаков вдаль, Жачев (герой романа - В. П.) не успокоился, ему стало даже труднее, хотя неизвестно отчего. Он долго наблюдал, как систематически уплывал плот по снежной текущей реке, как вечерний ветер шевелил темную, мертвую воду, льющуюся среди охладелых угодий, в свою отдаленную пропасть, и ему делалось скучно, печально в груди. Ведь слой грустных уродов не нужен социализму, и его вскоре также ликвидируют в далекую тишину.
Кулачество глядело с плота в одну сторону - на Жачева; люди хотели навсегда заметить свою родину и последнего, счастливого человека на ней. Вот уже кулацкий речной эшелон начал заходить на повороте за береговой кустарник, и Жачев начал терять видимость классового врага.
-Эй, паразиты, прощай! - закричал Жачев по реке.
-Про-щай-ай! - отозвались уплывающие в море кулаки.
С оргдвора заиграла призывающая вперед музыка..."

0

13

Срывы поставок сельскохозяйственной продукции государству приписывались местным руководителям, которые обвинялись в троцкизме. Так, к высшей мере наказания -расстрелу с конфискацией имущества 10 января 1938 г. был приговорен первый секретарь Острогожского райкома партии Т. И. Алферов. Убежденный коммунист, бескорыстно служивший делу революции, участник гражданской войны, Т. И. Алферов до последних минут своей жизни не видел иного пути, "кроме жизни с партией".
...По постановлению НКВД и прокурора СССР от 29 января 1938 г. был обвинен в "шпионской деятельности в пользу латвийской разведки" Альфред Мартынович Маккар. Он был приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 9 февраля 1938 г.
Доброе имя Т. И. Алферова, сотен других партийных и комсомольских работников Воронежского края, погибших от репрессий в 1930-е гг., восстановлено. "За отсутствием состава преступления" 22 декабря 1956 г. посмертно был реабилитирован "комсомольский комиссар" Альфред Маккар.
Сложным было это время, когда-нибудь его полностью опишут ученые, сделают оценки и выводы. Сейчас можно сказать только, что в нем были переплетены и боль, и радость, и огромные неоправданные людские потери, искалеченные человеческие судьбы, и надежды на новую справедливую жизнь.
Воронежская деревня 20-30-х гг. трудно, но все же преображалась. Крестьяне получили тракторы, комбайны, грузовые автомобили. Строились МТС. Открывались сельские клубы, избы-читальни. Безграмотное село потянулось к знаниям.
Событием в жизни воронежского села стало движение свекловичниц-пятисотниц. Инициатором его в стране стала звеньевая колхоза "Коминтерн" Киевской области М. Демченко, получившая в 1935 г. урожай сахарной свеклы 523 ц с гектара. В Воронежской области первыми почину М. Демченко последовали колхозницы сельхозартели "Красный пахарь" Верхнехавского района. Одна из участниц движения А. И. Реброва вспоминает: "Работали дружно, от зари и до зари. Берегли, что называется, каждый корень. Наш участок всегда был чистым от сорняков. Но работать было нелегко, все делалось вручную..."
Бережный уход за посевами дал прекрасные результаты: А. И. Реброва получила 504 ц свеклы с гектара, И. А. Литвинова - 574, Е. И. Бредихина - 503, А. А. Фролова -611, А. А. Литвинова - 511 ц. Это был трудовой подвиг свекловичниц. Правительство наградило их орденами.
Поднимались к жизни целинные воронежские земли, расширялись посевы картофеля, подсолнечника, сахарной свеклы, Воронежская область стала одной из развитых для того времени областей.

0

14

В 1927 г. в Воронежском крае появился уникальный памятник природы, созданный руками человека - Воронежский заповедник. Его деятельность с самого начала и до сих пор связана с успешной работой по охране, восстановлению и расселению на новые места обитания европейского речного бобра. "Потомки" воронежских бобров ныне прижились в десятках областей страны. Есть они и в зарубежных странах. Разнообразен растительный и животный мир заповедника. Здесь растут сосна, дуб, береза, осина. Встречаются 54 вида млекопитающих (от крошечных землероек до великанов среднерусских лесов - лосей). 200 видов птиц: от королька до серого журавля и орла-могильника. В водоемах - 39 видов рыб. Насекомых - 6000 видов.
В годы первых пятилеток происходили изменения и в культурном строительстве. Осуществлялось всеобщее начальное  образование. Начался  переход ко всеобщему  семилетнему образованию. Дети школьного возраста учились. Решался вопрос о ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Быстрыми темпами j развивалось высшее и среднее специальное образование. В 1940 г. в Воронежской области насчитывалось уже 12 вузов и 63 техникума, в которых обучалось более 30 тыс. человек.

0

15

В 1930 г. согласно правительственному решению на базе медицинского факультета ВГУ был создан Воронежский государственный медицинский институт. Из отдельных факультетов Воронежского сельскохозяйственного института в том же 1930 г. выросли самостоятельные институты - химико-технологический и лесотехнический. В сентябре 1931 г. на базе педагогического факультета ВГУ был создан Воронежский государственный педагогический институт. Открывались Дворцы пионеров, пионерские лагеря, театры, клубы, библиотеки, музеи, избы-читальни. Особенно преобразился Воронеж. Прежде всего расширились его границы. В апреле 1930 г. в черту города были включены левобережные ел. Придача и с. Монастырщенка. В августе 1939 г. в городскую черту вошел рабочий поселок Отрожка. В центре и на окраине Воронежа строились новые многоэтажные дома, оборудованные водопроводом, канализацией, центральным отоплением и электричеством. Помимо жилых домов в
30-е гг. широко развернулось строительство современных общественных и административных зданий. Тогда в центре Воронежа выросли Дом книги, Дом связи, магазин "Утюжок",  здание Госбанка, гостиница "Воронеж". На главной городской ; площади 20-летия Октября (ныне это площадь им. Ленина) были возведены здания обкома партии и облисполкома, установлен памятник В. И. Ленину. К 1940 г. в Воронеже работало несколько театров, филармония, цирк. Центральные улицы города - пр. Революции, Плехановская, Карла Маркса, Кирова, Пушкинская, а на левом берегу - ул. Героев Стратосферы были залиты асфальтом. К концу 30-х гг. в городе существовало 12 трамвайных маршрутов общей протяженностью около 60 км. Торговая сеть города на 1 января 1939 г. состояла из 454 магазинов и 518 палаток. Открывались новые парки, скверы. Город становился нарядным и благоустроенным.
На встречу с воронежской интеллигенцией в Воронеж приезжали В. В. Маяковский (1926 г.), М. Светлов и И. Уткин (1933 г.), Е. Долматовский, К. Симонов и В. Ардов (1941 г.). Создавали свои произведения писатели Н. Задонский, Б. Песков, А. Шубин, К. Гусев и другие. Появились новые картины художников А. А. Бучкури. А. В. Куприна. Широко развивалось самодеятельное искусство.
Но, к сожалению, жестокая политизация культурной жизни подавляла творческую свободу многих талантливых людей в искусстве, науке.

0

16

Точно не помню откуда эта информация. Рылся в web архиве года два назад, нашёл небольшой блог о Воронежском крае. В том что информация достоверная утверждать не могу.

0