Воронеж инструкция по выживанию

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Воронеж инструкция по выживанию » история летопись воронежского края » строительство кораблей в воронеже


строительство кораблей в воронеже

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

Строительству кораблей в Воронежском  крае способствовали природные богатства как самого края, так и близлежащих районов. Струги, морские лодки, бревна, брусья, бруски, пластины, плоты заготавливались и строились в "угожих" воронежских, ольшанских, добренских, тульских, веневских, оскольских, усманских, козловских, белоколодских лесах. Недостающие породы деревьев привозились из лесов дальних, например "рязанских городов": Вологды, Нижнего Новгорода. Всюду были взяты на учет "припасы из дубового, соснового, липового, кленового, березового, елового, ясеневого, вязового леса". Заготавливались "самые добрые и прямые и несуковатые" материалы. Затем их складывали в "стопы". Потом "на подводах" "зимним путем! и по рекам "плавным путем" летом доставляли к строительным площадкам. Отправляли строительные материалы "караванами" или партиями. Так, только с 12 мая по 11 июля 1699 г. из Воронежа в Азов плавным путем было отправлено шесть "караванов" "разных лесных припасов", всего до 100 000 "дерев". Правительство обязывало кумпанщиков и заготовителей относиться к лесам по хозяйски, "чтоб зело лесов берегли и бережно колоть в доски и в иные надобья". Для охраны лесов назначались специальные "надсмотрщики". 20 августа 1696 г. по указу Петра I и челобитью воронежца Антона Веневитинова, последнему было "велено быть в Воронежском уезде и в Усманском уезде для надсматриванья и береженья тех угожих лесов, которые годятся на струговое и лоточное дело и к иным судам на строенье и выбрать для береженья в стороже в селех и в деревнях человека по 2 из городовой службы и из детей боярских, чтоб тех лесов потому не рубили и не жгли и никакой порухи никто не учинили". Регулярные правительственные мероприятия по охране и разработке лесов в конце XVII - начале XVIII в. привели к созданию в 1703 г. специального Приказа Лесных дел, во главе которого тогда был поставлен стольник князь Л. Ф. Дол-горукий. В 1719 г. лес "по Дону, Воронежу, Осереди, Бузу-луку, Битюгу, Хопру до казачьих городков" был объявлен "заповедным". Не последнюю роль в выборе Воронежского края в качестве территории для строительства Азовского военно-морского флота сыграло также наличие здесь удобных речных путей. Воронежский край орошается реками бассейна Дона. Дон (на древнегреческом языке - Танаис) - одна из длинных рек Восточной Европы. Исток Дона начинается в районе современного города Новомосковска Тульской области. Длина реки 1870 километров. Впадает Дон в Таганрогский залив Азовского моря и является прямой дорогой, идущей с территории Воронежского края, в конце XVII в. покрытого сплошь лесами, до Азова.

0

2

Кроме Дона, в пределах современной Воронежской области пять рек, которые имеют протяженность свыше 200 километров и 227 рек протяженностью от 10 до 200 километров. Самыми крупными притоками Дона являются: Воронеж, Ведуга, Девица, Потудань, Тихая Сосна, Черная Ка-литва, Битюг, Икорец, Осередь, Толучеевка, Хопер, Медведица, Северский Донец и Западный Маныч. В конце XVII -первой трети XVIII в. все эти реки были гораздо полноводнее, чем сейчас. В период весеннего половодья по ним могли плавать суда, можно было сплавлять лес.
Строители воронежских кораблей
Напосредственными строителями воронежских кораблей были "работные люди". Работные люди Гостиного кумпанства были на 100 % наемными. За их работу им платилось жалованье. В дворянских кумпанствах работные люди состояли из крепостных крестьян членов кумпанских объединений. Дворянские кум-панства не всегда обходились силами собственных крепостных и тоже нанимали работников. На государственных верфях работные люди состояли прежде всего из детей боярских городовой службы и служилых людей по прибору ряда городов Белгородского разряда. Кроме них, в состав работных людей воронежских корабельных верфей входили посадские и "посошные" люди, т. е. жители городов и крестьяне. Для всех них это была натуральная трудовая повинность, для выполнения которой они обязывались явиться "с подводы, и с топоры, и со всякими снастьми.., и с хлебными запасами и конскими кормами". Жалованье на государственных верфях не платили.

0

3

Работные люди выполняли самую тяжелую работу: вырубали и возили лес к строительным площадкам, производили погрузочно-разгрузочные, земляные и другие подсобные работы. Наряды людей к "государеву делу" были, как правило, большими и составляли по нескольку сотен человек. Например, для сплава леса по Дону к Азову 12 мая 1698 г. были посланы "начальные люди и копейщики, и рейтарских, и солдатских детей недоросли": калужане, "серпьяне", козельские, перемышляне, мосальские, касимовские - всего 688 человек. 3 июля 1698 г. с "пятым караваном" лесных припасов было отправлено 720 человек.
Для строительства 6 кораблей и 20 бригантин на Воронежской верфи в 1697 г. было набрано 1005 человек "землянцев, усманцев, сокольцев, белоколодцев, костенцев". Специальные наряды людей посылались "лед разсекать и ход водный бударам очистить", если "будары... с корабельными лесными припасами замерзли на р. Воронеже". Иногда мелкие места по Воронежу и Дону заносило песком. В этих местах реки в летнюю пору можно было переехать "вброд и с телегами". В пределах г. Воронежа мели были "против двора воронежского подьячего Ивана Моторина, а также под Чижовкою против Троицкой церкви" до "Ивановской пристани". В такие периоды сплавлять лес, плыть военным кораблям и груженым стругам было невозможно. Суда иногда тонули. Для очистки Воронежа и Дона Петр I также велел собирать специальные наряды людей. Например, в сентябре 1698 г. из Воронежа и Коротояка для очистки рек было привлечено 1048 "стрельцов и их детей, казаков и их недорослей". Они должны были очистить русла рек в тех местах, которые "песком засыпало". Этого количества людей не хватило, тогда в октябре того же года на помощь было прислано еще 1048 человек "с топоры и с заступы и с лопаты и с веревки и со всякими снастьми, которые к тому делу пристойны". Так продолжалось до весны 1700 г., когда, по инициативе иностранного мастера Гуморта, чтобы избавиться от мелей в реках, стали строить плотины.

0

4

Тяжелый труд, плохое питание, нищенское жалованье, антисанитарные условия проживания и массовые болезни заставляли работных людей бежать с лесозаготовок, строительных площадок и других работ. Например, в указе о сыске беглых от заготовки лесных припасов от 12 августа 1698 г. отмечалось, что из призванных на работу 400 воронежцев, 300 усманцев, 400 землянцев, 112 белоколодцев осталось соответственно 32, 126, 32 и 1 человек. Коротоячане (300), костенцы (293), урывчане (20), соколяне (300) бежали все. Введенная за бегство в конце 1698 г. смертная казнь бегства не приостановила. Тогда, по инициативе А. П. Протасьева, работных людей стали ежемесячно сменять.
Другую группу строителей воронежских кораблей составляли плотники, кузнецы, канатчики, столяры, мастера оружейного дела, угольного жжения и смоляного варения. Это были "мастеровые люди", как наемные, так и крепостные. В отличие от работных людей, живших чаще всего при лесозаготовках в хижинах, сделанных ими же самими, мастеровых размещали обычно на постой по дворам воронежских жителей или отводили для них специальные помещения для жилья на территории верфей. Мастеровые люди получали жалование.
Значительную роль, особенно на первых порах, при строительстве кораблей на воронежской земле играли иностранные мастера. Петр I высоко ценил их теоретические знания и практический опыт. Петр I подыскивал иностранных мастеров за границей через своих доверенных лиц, заключал с ними трудовой договор, обычно сроком на 1 - 2 года, и платил им жалование. Жалование у них было значительно выше, чем у русских мастеров. Самое высокое - 30 рублей в месяц - имели мастера корабельного дела. Вместе с высоким жалованием иностранные кораблестроители получали ряд других льгот, а именно: бесплатный проезд в Россию и к месту работы, бесплатное проживание, бесплатные дрова, свечи, лечение. В 1696 г., при подготовке ко Второму Азовскому походу, Петр I принял на службу около 50 иностранных мастеров. В 1697 — 1699 гг. -около 120 человек. Главным образом это были голландцы, англичане, а также мастера других национальностей.
Среди иностранных мастеров, работавших в Воронежском крае в конце XVII - начале XVIII в., особенно выделялись голландец Крюйс и англичанин Най. Крюйс был приглашен на службу Петром I в мае 1698 г. на четыре года. Это был опытный кораблестроитель, работал экипажмейстером адмиралтейства в Амстердаме и хорошо знал вооружение флота, разбирался в вопросах навигации и гидрографии. Крюйс был человеком проницательного ума. В Воронеж он приехал вместе с Петром I в конце октября 1698 г.

0

5

Поручив строить Азовский флот  кумпанствам, правительство Петра I и само строило корабли. После ликвидации кумпанств государственный метод строительства военных
кораблей стал ведущим.
В Москве вопросами кораблестроения еще со времени Второго Азовского похода занимался Разрядный приказ, начальником которого в это время был Т. Н. Стрешнез. В конце
1696 г. руководство строительством военно-морского флота было поручено Владимирскому судному приказу. Начальником Владимирского судного приказа был окольничий А. П.
Протасьев, которому Петр I в декабре 1696 г. присвоил звание "партикулярного адмиралтейца" и поручил непосредственное руководство кораблестроением. Разрядный приказ
отвечал главным образом за обеспечение кораблестроения рабочей силой и кадрами специалистов. Владимирский судный приказ занимался вопросами лесозаготовки и
бесперебойного снабжения верфей корабельным лесом, собирал "полтин-ные деньги", описывал и охранял леса, строил казенные корабли и контролировал кумпанское
строительство. Параллельно Владимирский судный приказ продолжал выполнять функции высшей судебной инстанции для думных чинов и столичного дворянства. В ходе
реорганизации системы управления кораблестроением 3 ноября 1699 г. царским указом Владимирский судный приказ был упразднен. Его судебные функции перешли в ведение
Московского судного приказа. Для управления строительством военных судов было создано новое государственное учреждение — Приказ Адмиралтейских дел.
В Воронеже главным органом государственного кораблестроения стал "Государев (или Разрядный) шатер". Первый раз "Государев шатер" в Воронеже упоминается в документах
еще весной 1696 г. Тогда он находился у пристани на дворе воронежского подьячего Ивана Моторина, где первое время жил царь. "Государев шатер" являлся походной
канцелярией царя. Традиция создавать во время военного похода при главнокомандующем штаб (его и называли Разрядным, или Полевым шатром) существовала в России давно. В
штаб входили: начальник походной артиллерии, казначей, дьяки, подьячие, судьи и приставы.

0

6

Сначала для строительства кораблей в Воронеж из Разрядного приказа были присланы московские дворяне: А. И. Грамотин, П. Ф. Бохин, И. С. Зиновьев, Я. М. Жеребцов, С. Г.
Грибоедов, Н. И. Лихудьев. В начале 1698 г. они были заменены воронежскими подьячими, контроль за которыми осуществлял воронежский воевода Д. В. Полонский. В конце
1698 г. воронежским кораблестроением занимались непосредственно воронежские дворяне А. Т. Михнев, А. П. Веневитинов и И. Е. Лосев. Основные вопросы воронежского
кораблестроения находились в ведении А. П. Протасьева: Назначив его "партикулярным ад-миралтейцем", Петр I велел ему построить в Воронеже Адмиралтейский двор "для
поклажи всяких запасов" и строительных материалов для 6 государственных кораблей и 20 бригантин. 24 июля 1697 г. А. П. Протасьеву было велено "ехать с Москвы на
Воронеж к корабельному и иных морских судов делу". К августу 1698 г. Адмиралтейский двор в Воронеже был построен.
Государственные корабли строились на самой крупной верфи Воронежского края, которая находилась в черте современного Воронежа на правом берегу одноименной реки.
Воронежская верфь начиналась под воронежским посадом у Богословской пристани у р. Воронеж от двора воронежца посадского человека Андрея Ляпина, на огородах воронежских
посадских людей и в других местах, протянувшись прерывистой полосой за пределы Чижовской слободы.
Всего в Петровскую эпоху на Воронежской верфи было построено и спущено на воду, по данным Ю. М. Лавринова, 118 военных судов. В 1697 - 1700 гг. здесь планировалось
построить только государственных 6 кораблей и 20 бригантин. Именно на Воронежской верфи чаще всего работал Петр I: строил, конопатил и мазал суда. 30 ноября 1698 г.
Петр I лично заложил первый российский линейный корабль "Предестинация", оснащенный 58 пушками. Тогда же вместе с царем английский кораблестроитель О. Най заложил на
Воронежской верфи 56-пушечный корабль под названием "Черепаха".

0

7

Неудача Азовской кампании 1695 г. показала, что ключ к морю - крепость Азов в устье Дона - можно было взять лишь объединенными усилиями сухопутных и морских сил. "По возвращении от невзятия Азова, с консилии господ генералов", Петр I в ноябре 1695 г. принимает решение о немедленной и быстрой постройке военных кораблей для захвата Азова в следующем 1696 г. Адмиралом будущего "морского каравана" был назначен Ф. Я. Лефорт.
По образцу построенной в Голландии и привезенной в Москву галеры на корабельной верфи в с. Преображенском на р. Яузе были приготовлены части для 23 галер и 4 брандеров. Работали иностранные мастера, Преображенские и семеновские солдаты, а также плотники, взятые из разных мест в Москву к "государеву делу". Отсюда части галер и брандеров перевезли на Воронежскую верфь, собрали и готовые корабли спустили на воду. Основная работа по строительству двух больших 36-пушечных кораблей (галеасов) велась на Воронежской верфи. Строительный материал заготавливался по обеим сторонам реки Воронеж и ее притокам, в Воронежском, Усманском, Белоко-лодском, Романовском, Сокольском, Добренском и Козловском уездах. Ясеневые и вязовые деревья на весла к галеасам и каторгам доставлялись зимним путем на московских подводах "с тульских и веневских засек". Ценой огромных усилий "морской караван" к апрелю 1696 г. был построен. Кроме названных кораблей в него вошли 1300 стругов, 300 лодок и 100 плотов.

0


Вы здесь » Воронеж инструкция по выживанию » история летопись воронежского края » строительство кораблей в воронеже